Проект Закона города Москвы «Об организации опеки и попечительства в городе Москве»Законы и постановления, связанные с многодетностью

Ответить Пред. темаСлед. тема
Гость
 Проект Закона города Москвы «Об организации опеки и попечительства в городе Москве»

Сообщение Гость »

Проект Закона города Москвы «Об организации опеки и попечительства в городе Москве»


Департамент семейной и молодежной политики г.Москвы

Настоящий Закон в развитие федерального законодательства об опеке и
попечительстве регулирует особенности организации опеки и
попечительства на территории города Москвы в целях обеспечения прав и
законных интересов лиц, нуждающихся в государственной защите.


Глава 1. Правовые основы, принципы, цели и основные задачи деятельности органов опеки и попечительства в городе Москве



Статья 1. Органы опеки и попечительства в городе Москве



1. Органами опеки и попечительства в городе
Москве являются уполномоченные (территориальные) органы исполнительной
власти города Москвы.



2. При осуществлении своей деятельности
органы опеки и попечительства в городе Москве взаимодействует с другими
органами исполнительной власти города Москвы, Уполномоченным по правам
ребенка в городе Москве, комиссиями по делам несовершеннолетних и
защите их прав, органами внутренних дел, иными органами и
организациями города Москвы, органами местного самоуправления в городе
Москве.



Статья 2. Правовая основа деятельности органов опеки и попечительства в городе Москве



Органы опеки и попечительства в
городе Москве в своей деятельности руководствуются Конституцией
Российской Федерации, Семейным кодексом Российской Федерации,
Гражданским кодексом Российской Федерации, федеральными законами и
иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, Уставом
города Москвы, законами и иными нормативными правовыми актами города
Москвы.



Статья 3. Основные понятия, применяемые в Законе



Для целей настоящего Закона используются понятия, установленные в федеральном законодательстве а также:



1) городской реестр учета детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и их имущества
совокупность информационных ресурсов, сформированных на территории
города Москвы на основе информационных баз данных органов опеки и
попечительства;



2) гостевой режим – форма
организации досуга детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей, в семье родственников и граждан Российской Федерации в
выходные, праздничные, каникулярные дни при обязательном условии
разграничения ответственности по соблюдению прав и законных интересов
этого ребенка между законными представителями ребенка, органом опеки и
попечительства, гражданами Российской Федерации;



3) детский дом семейного типа
- форма устройства ребенка в учреждение которое обеспечивает создание
благоприятных условий для воспитания, обучения, оздоровления и
подготовки к самостоятельной жизни детей - сирот и детей, оставшихся
без попечения родителей, в условиях семьи;



4) патронатное воспитание
временная форма устройства ребенка в семью патронатного воспитателя на
срок до шести месяцев с целью его дальнейшего определения на иные формы
устройства;



5) патронатный воспитатель
- совершеннолетнее дееспособное лицо, осуществляющее воспитание и
защиту прав и законных интересов ребенка на основании договора с
органом опеки и попечительства о патронатном воспитании или о
социальном патронате;



6) подопечные - лица, в
отношении которых установлена опека (несовершеннолетние лица до
достижения ими возраста 14 лет, совершеннолетние лица, признанные судом
недееспособными) или попечительство (несовершеннолетние лица в
возрасте от 14 до 18 лет; совершеннолетние лица, признанные судом
ограниченно дееспособными; совершеннолетние дееспособные лица, которые
по состоянию здоровья не могут самостоятельно осуществлять свои права и
исполнять установленные законом обязанности);



7) подопечные, находящиеся под патронажем, - совершеннолетние дееспособные лица, в отношении которых установлено попечительство в форме патронажа;



8) план по защите прав ребенка -
акт органа опеки и попечительства, в котором устанавливаются перечень
мероприятий по обеспечению прав и законных интересов ребенка
(определение формы защиты прав ребенка и (или) формы, сроков и места
его устройства, организация правовой, медицинской,
социально-психологической помощи, обучения, досуга и иные мероприятия)
и сроки их выполнения;



9) региональный оператор государственного банка данных о детях (далее - региональный оператор)
- орган исполнительной власти города Москвы, который в случаях,
установленных статьей 122 Семейного кодекса Российской Федерации,
организует устройство детей, оставшихся без попечения родителей, на
воспитание в семьи.



10) социальный патронат -
оказание необходимой помощи органом опеки и попечительства в воспитании
и защите прав ребенка, находящегося в семье и нуждающегося в защите его
прав и законных интересов;



11) учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,
– образовательные, лечебные учреждения, учреждения социальной защиты
населения и другие учреждения, создаваемые в установленном законом
порядке, в которых содержатся (обучаются и/или воспитываются)
дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей.



Статья 4. Принципы деятельности органов опеки и попечительства в городе Москве



Организация деятельности органов опеки и попечительства в городе Москве основывается на принципах:



1) законодательного обеспечения прав и
законных интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей, недееспособных и ограниченно дееспособных граждан и
недопустимости ограничения уровня защиты этих прав и интересов;



2) признания индивидуальности ребенка;



3) защиты ребенка от насилия и эксплуатации, уважения его интересов;



4) признания важности и уникальности для
каждого ребенка опыта воспитания в семье, использования всех
возможностей для устройства ребенка в семью;



5) учета мнения ребенка (выраженного в
доступной для него форме, а с десяти лет только при его согласии) в
процессе определения его на любую из форм устройства на воспитание в
семью и планирования мер по защите его интересов;



6) осуществления государственных мер по
защите интересов ребенка в сотрудничестве с родителями, если это не
противоречит его интересам; использования всех средств для возврата
ребенка в родную семью;



7) планирования работы по защите прав
ребенка с учетом его возраста, пола, языка общения, национальной
принадлежности, особенностей личности;



8) конфиденциальности информации о ребенке;



9) необходимости обучения граждан
Российской Федерации, принявших в свою семью ребенка на воспитание, и
оказания им психолого-педагогической поддержки;



10) своевременного доведения до сведения
граждан Российской Федерации, принявших в свою семью ребенка на
воспитание, всех нормативных правовых актов, регулирующих их
деятельность;



11) признания недопустимости произвольного
вмешательства в дела семей, имеющих на воспитании детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей;



12) разрешения возникающих споров на основе законности, гуманности, разумности и справедливости;



13) ответственности за нарушение прав и законных интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;



14) поддержки со стороны органов
исполнительной власти города Москвы семей с детьми, а также
образовательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты
населения и других аналогичных учреждений по вопросам опеки и
попечительства.



Статья 5. Цели и основные задачи органов опеки и попечительства в городе Москве



1. Целями деятельности органов опеки и попечительства в городе Москве являются:



1) сохранение семьи, в которой воспитывается ребенок, нуждающийся в защите его прав и законных интересов;



2) возвращение ребенка родителям (родителю), востановленным в родительских правах;



3) передача детей-сирот и детей, оставшихся
без попечения родителей, на различные формы устройства с обеспечением
социального и медико-психолого-педагогического сопровождения;



4) охрана прав и законных интересов лиц, признанных судом недееспособными или ограниченно дееспособными.



2. Основными задачами органов опеки и попечительства в городе Москве являются:



1) реализация единой государственной
политики по защите прав и законных интересов детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей; совершеннолетних лиц, признанных
судом недееспособными или ограниченно дееспособными; совершеннолетних
дееспособных лиц, которые по состоянию здоровья не могут самостоятельно
осуществлять и защищать свои права и исполнять обязанности;



2) обеспечение приоритета семейных форм воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;



3) создание необходимых условий для
содержания, воспитания, обучения, социальной поддержки, охраны здоровья
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;



4) защита имущественных и личных
неимущественных прав и интересов детей-сирот, детей, оставшихся без
попечения родителей, а также лиц из их числа;



5) защита имущественных и личных
неимущественных прав и интересов совершеннолетних лиц, признанных судом
недееспособными или ограниченно дееспособными, совершеннолетних
дееспособных лиц, которые по состоянию здоровья не могут самостоятельно
осуществлять и защищать свои права и исполнять обязанности, над
которыми установлена опека или попечительство;



6) осуществление контроля за содержанием,
воспитанием, обучением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей, детей, нуждающихся в защите их прав и законных интересов;



7) осуществление контроля за содержанием лиц, признанных решением суда недееспособными или ограниченно дееспособными;



8) осуществление надзора за деятельностью
опекунов, попечителей, приемных родителей, патронатных воспитателей,
воспитателей детских домов семейного типа.



Глава 2. Полномочия органов опеки и попечительства



Статья 6. Полномочия органов опеки и попечительства в отношении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей



1. В соответствии с возложенными на них задачами органы опеки и попечительства:



1) организуют и осуществляют выявление и учет
детей, нуждающихся в защите их прав и законных интересов, ведут
информационную базу данных об этих детях;



2) предоставляют сведения о каждом ребенке,
оставшемся без попечения родителей и не устроенном на воспитание в
семью, в государственный банк данных о детях, оставшихся без попечения
родителей, в срок, установленный Семейным кодексом Российской Федерации;



3) предоставляют данные для ведения
городского реестра учета детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей, и их имущества в соответствии с требованиями части 4 статьи
7 настоящего Закона;



4) проводят работу по профилактике безнадзорности несовершеннолетних, жестокого обращения с детьми;



5) дают заключения в суд об обоснованности и
соответствии усыновления (удочерения) интересам ребенка, отмене
усыновления (удочерения), участвуют в заседаниях суда по вопросу
усыновления (удочерения);



6) осуществляют защиту прав и интересов
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из
их числа;



7) подбирают лиц, изъявивших желание и
удовлетворяющих требованиям, предъявляемым к выполнению обязанностей
усыновителя, опекуна, попечителя, патронатного воспитателя, приемного
родителя, воспитателя детского дома семейного типа, готовят материалы,
необходимые для назначения, а также об их освобождении или отстранении
от выполнения возложенных обязанностей;



8) заключают договор о патронатном воспитании (социальном патронате);



9) осуществляют функции опекуна, попечителя;



10) ведут учет детей, переданных на различные формы устройства;



11) готовят материалы о назначении денежных
средств на содержание подопечного в порядке и размере, установленном
законом города Москвы;



12) участвуют в заседаниях судов по делам подопечных в случаях, предусмотренных федеральным законодательством;



13) осуществляют надзор за деятельностью
опекунов и попечителей, патронатных воспитателей, приемных родителей,
воспитателей детских домов семейного типа, оказывают им помощь в
организации медицинского наблюдения, устройстве в детские дошкольные
учреждения и трудоустройстве подопечных;



14) проводят обследование и готовят
заключение об условиях жизни и воспитания ребенка, а также лица,
претендующего на его воспитание, представляют заключение в суд по
спорам, связанным с воспитанием детей;



15) обеспечивают временное устройство
нуждающихся в опеке или попечительстве несовершеннолетних лиц, а также
сохранность их имущества;



16) осуществляют подготовку документов и
устройство детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, под
опеку (попечительство) граждан, в приемную семью, на патронатное
воспитание, усыновление, а при отсутствии такой возможности - в
образовательное, лечебное учреждение, учреждение социальной защиты
населения, или иное аналогичное учреждение;



17) ведут учет граждан Российской Федерации,
проживающих на территории соответствующего района, способных к
выполнению обязанностей усыновителя, опекуна, попечителя, приемного
родителя, патронатного воспитателя, воспитателя детского дома семейного
типа;



18) в установленном порядке готовят материалы,
необходимые для усыновления (удочерения) детей, находящихся на
территории данного района, а также ведут учет детей, в отношении
которых произведено усыновление (удочерение);



19) дают заключения о возможности быть
опекунами, попечителями, приемными родителями, патронатными
воспитателями, воспитателями детского дома семейного типа;



20) готовят проекты договоров о создании приемных семей;



21) проводят необходимую подготовку граждан, изъявивших желание взять ребенка на воспитание в семью;



22) оказывают помощь опекунам и попечителям,
приемным родителям, патронатным воспитателям в воспитании и организации
отдыха подопечных;



23) дают заключения о возможности раздельного проживания попечителя с подопечным;



24) дают заключения о возможности объявления несовершеннолетнего полностью дееспособным (эмансипированным);



25) разрешают спорные вопросы между родителями о воспитании детей в пределах своей компетенции;



26) возбуждают в судах дела о лишении
родительских прав, ограничении родительских прав, о признании брака
недействительным в случаях, предусмотренных Семейным кодексом
Российской Федерации, об отмене усыновления и другие дела в защиту прав
и охраняемых законом интересов несовершеннолетних, дают заключения по
данным вопросам;



27) дают заключения и участвуют в заседаниях
судов по делам, связанным с воспитанием детей и защитой их прав и
законных интересов;



28) участвуют в исполнении решений судов о
передаче или отобрании детей в порядке, установленном Семейным кодексом
Российской Федерации;



29) принимают решение о вступлении в брак лицам, не достигшим совершеннолетия;



30) привлекают общественность к работе органов опеки и попечительства;



31) рассматривают предложения, заявления и
жалобы граждан по вопросам опеки и попечительства и принимают по ним
необходимые меры;



32) выдает документы установленного образца,
подтверждающие статус опекуна, попечителя, приемного родителя,
патронатного воспитателя;



33) определяют правовой статус ребенка,
оставшегося без попечения родителей, в случае необходимости обращаются
в органы регистрации актов гражданского состояния для регистрации
рождения ребенка и получения свидетельства о рождении;



34) заключают договоры с образовательными,
лечебными учреждениями по оказанию психологической, медицинской и
педагогической помощи детям, переданным и находящимся на воспитании в
семьях граждан Российской Федерации и семьям, в которых они находятся.
Порядок оказания такой помощи устанавливается Правительством Москвы;



35) открывают лицевой счет на ребенка в отделении Сберегательного банка Российской Федерации;



36) осуществляют управление имуществом,
принадлежащем на праве собственности (общей долевой собственности)
детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей;



37) проверяют ежемесячно своевременность
зачисления на лицевой счет несовершеннолетнего дохода, полученного от
предоставления принадлежащего ему жилого помещения, отсутствие
задолженности по оплате за жилье и коммунальные услуги;



38) дают согласие на отчуждение, обмен жилой
площади, совершение всех сделок, влекущих отказ от принадлежащих
ребенку прав или изменение объема указанных прав



39) раз в три месяца по месту нахождения
имущества осуществляет проверку сохранности и санитарно-технического
состояния квартир, своевременность зачисления на лицевой счет
несовершеннолетнего дохода, полученного от предоставления
принадлежащего ему жилого помещения, по возмещении расходов по
содержанию жилого помещения (плата за жилье и коммунальные услуги,
электроэнергию);



40) консультирует граждан по вопросам опеки и попечительства;



41) осуществляют иные полномочия, предусмотренные федеральным законодательством и законодательством города Москвы.



2. Органы опеки и попечительства отказывают в
положительном заключении о возможности быть кандидатом в усыновители,
опекуны, попечители, приемные родители, патронатные воспитатели,
воспитатели детского дома семейного типа гражданину Российской
Федерации в случае психологической несовместимости с ребенком. В случае
возникновения спорной ситуации органы опеки и попечительства могут дать
заключение о возможности быть кандидатом при наличии положительных
заключений городской и окружных психолого-медико-педагогических
комиссий, создаваемых уполномоченными органами исполнительной власти
города Москвы.



Статья 7. Ведение городского реестра учета детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и их имущества



1. Городской реестр учета детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей, и их имущества ведет уполномоченный
орган исполнительной власти города Москвы.



2. Органы опеки и попечительства в городе
Москве ежемесячно предоставляют информацию об устройстве детей-сирот и
детей, оставшихся без попечения родителей, на различные формы
воспитания и их имуществе в городской реестр учета детей и их имущества.



3. Поступающая из органов опеки и
попечительства информация по каждому ребенку вносится в городской
реестр учета детей и их имущества, представляющий собой совокупность
информационных ресурсов, сформированных на территории города Москвы.



4. Сведения, вносимые в городской реестр о детях и их имуществе включают:



1) фамилию, имя, отчество, пол, дату и
место рождения, гражданство, место выявления (место жительства или
место нахождения) ребенка, оставшегося без попечения родителей;



2) причины отсутствия родительского попечения над ребенком;



3) фамилии, имена, отчества, даты
рождения, гражданство, место жительства и (или) место пребывания
родителей либо единственного родителя ребенка, оставшегося без
попечения родителей;



4) фамилии, имена, отчества, пол, даты
рождения, место жительства и (или) место нахождения несовершеннолетних
братьев и сестер ребенка, оставшегося без попечения родителей;



5) возможные формы устройства ребенка, оставшегося без попечения родителей, на воспитание в семью;



6) правовой статус ребенка;



7) об имуществе ребенка и о порядке управления им;



8) об управляющем имуществом
подопечного (фамилия, имя, отчество, место жительства, паспортные
данные, дата заключения договора, срок действия договора);



9) расходы по управлению имуществом подопечного;



10) о сделках с имуществом подопечного;



11) о личных неимущественных правах ребенка;



12) о кандидатах в усыновители, опекуны,
попечители, приемные родители, патронатные воспитатели, воспитатели
детских домов семейного типа, об усыновителях, опекунах, попечителях,
приемных родителях, патронатных воспитателях, воспитателях детских
домов семейного типа;



13) о гражданах, лишенных родительских
прав, ограниченных в родительских правах, освобожденных (отстраненных)
от обязанностей опекунов (попечителей), приемных родителей, патронатных
воспитателей, воспитателей детских домов семейного типа.



5. Органы опеки и попечительства в случае
изменения статуса ребенка, изменения его места жительства в городе
Москве, изменения статуса его имущества, обязаны:



1) незамедлительно информировать
уполномоченный орган исполнительной власти города Москвы по ведению
городского реестра учета детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей, и их имущества об указанный изменениях;



2) направить в орган опеки и
попечительства по новому месту жительства ребенка его личное дело (при
этом в архиве органа опеки и попечительства остается копия этого
личного дела).



6. Органы опеки и попечительства в случае
выявления детей, местом жительства которых являются другие регионы
Российской Федерации, обязаны:



1) информировать городской реестр учета детей и их имущества о выявлении таких детей;



2) информировать орган опеки и попечительства по месту жительства ребенка о его выявлении;



3) получить от органа опеки и
попечительства по месту жительства ребенка документальное подтверждение
о наличии его родственников, жилого помещения;



4) обратиться в органы внутренних дел,
органы социальной защиты населения и другие полномочные органы для
возвращения этих детей в свои регионы.







Статья 8. Правовые
акты органов опеки и попечительства, издаваемые в отношении детей-сирот
и детей, оставшихся без попечения родителей



1. Руководитель органа опеки и попечительства
в отношении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,
издает следующие правовые акты:



1) о передаче ребенка на полное государственное обеспечение;



2) об отобрании ребенка без лишения
родителей родительских прав у родителей (одного из них) или у других
лиц, на попечении которых он находиться, при непосредственной угрозе
его жизни или здоровью;



3) об опеке, попечительстве;



4) о содержании подопечных и распоряжении их текущими доходами и имуществом в соответствии с законом;



5) о разрешении сделок, требующих
нотариального удостоверения или регистрации, о разрешении совершения от
имени подопечного сделок в случаях, предусмотренных законом, о порядке
управления имуществом подопечного;



6) о разрешении раздельного проживания попечителя и подопечного;



7) о защите жилищных прав детей,
нуждающихся в защите их прав и законных интересов, об их праве на жилое
помещение, о предоставлении им жилого помещения, о признании их
нуждающимися в жилых помещении при невозможности возвращения их в жилое
помещение, сохраненное за ними по месту жительства;



8) о присвоении или изменении фамилии, имени несовершеннолетних в случаях, предусмотренных законодательством;



9) о разрешении вступить в брак до достижения брачного возраста;



10) о признании несовершеннолетнего эмансипированным;



11) о порядке общения ребенка с родителями, в том числе лишенными родительских прав;



12) иные правовые акты по защите прав
несовершеннолетних в соответствии с федеральным законодательством и
законодательством города Москвы



2. Руководитель органа опеки и попечительства заключает договоры:



1) о передаче ребенка на воспитание в приемную семью, семью патронатного воспитателя;



2) о доверительном управлении имуществом;



3) иные договоры, связанные с выполнением функций по опеке и попечительству.



3. Руководитель органа опеки и попечительства
утверждает план по защите прав ребенка, внесение в него изменений и
дополнений на основании результатов ежеквартальных проверок его
выполнения, утверждает заключение о пересмотре плана по защите прав
ребенка с целью возврата ребенка родителям, рассматривает жалобы сторон
- исполнителей плана по защите прав ребенка. Комплексная проверка
условий жизни, воспитания и развития ребенка проводится ежегодно.



4. В случае признания ребенка нуждающимся в
защите его прав и законных интересов, комиссией по охране прав детей
составляется план по защите прав ребенка с обязательным привлечением
специалистов образовательных учреждений, учреждений здравоохранения,
учреждений социальной защиты населения, органов внутренних дел и
представителей других организаций, непосредственно работавших с
ребенком и обладающих информацией, необходимой для составления плана.
План по защите прав ребенка, а равно изменения и дополнения в него
принимаются комиссией по охране прав детей и утверждаются руководителем
органа опеки и попечительства.



Статья 9. Комиссия по охране прав детей



1. Для подготовки решений органа опеки и
попечительства по принятию и пересмотру плана по защите прав ребенка,
рассмотрению результатов комплексных проверок условий жизни, воспитания
и развития ребенка, иным сложным вопросам организации и деятельности
органа опеки и попечительства руководитель органа опеки и
попечительства образует комиссию по охране прав детей (далее -
Комиссия) и руководит ее работой.



2. Положение о Комиссии утверждается руководителем органа опеки и попечительства.



3. Комиссия является коллегиальным органом с рекомендательными функциями.



4. Руководитель органа опеки и попечительства
как председатель Комиссии определяет численный и персональный состав
Комиссии.



5. В состав Комиссии могут входить специалисты
органа опеки и попечительства, представители других органов
исполнительной власти города Москвы, органов внутренних дел, органов
местного самоуправления, образовательных учреждений (организаций),
учреждений социальной защиты населения, учреждений здравоохранения.



6. Для рассмотрения конкретного дела каждого
ребенка в состав Комиссии могут приглашаться работники соответствующих
учреждений и организаций, в компетенцию которых входит непосредственная
работа с детьми, а также представители общественных организаций.



Статья 10.
Полномочия органов опеки и попечительства в отношении совершеннолетних
лиц, признанных судом недееспособными или ограниченно дееспособными




В соответствии с возложенными на них задачами органы опеки и попечительства:



1) устанавливают опеку над совершеннолетними
лицами, признанными судом недееспособными вследствие психического
расстройства, а также попечительство над лицами, ограниченными судом в
дееспособности вследствие злоупотребления спиртными напитками или
наркотическими веществами, назначают опекунов и попечителей;



2) назначают опекунов и попечителей над имуществом граждан в случаях, предусмотренных федеральным законодательством;



3) освобождают и отстраняют опекунов и
попечителей от выполнения возложенных на них обязанностей в случаях,
предусмотренных статьей 39 Гражданского кодекса Российской Федерации;



4) выносят решения о помещении лиц, признанных
судом недееспособными вследствие психического расстройства, в
психиатрические или психоневрологические учреждения, в том числе в
психоневрологические дома-интернаты на полное государственное
обеспечение, предварительно решив имущественные вопросы недееспособного;



5) принимают меры по защите жилищных прав подопечных;



6) решают вопросы содержания подопечных,
распоряжения их текущими доходами и имуществом в соответствии со
статьями 28 и 37 Гражданского кодекса Российской Федерации;



7) дают согласие на отчуждение, обмен жилой
площади, совершение сделок, влекущих отказ от принадлежащих подопечному
прав;



8) возбуждают в судах дела, связанные с
защитой прав и охраняемых законом интересов подопечных, и участвуют в
судах при рассмотрении указанных дел;



9) выносят решения о создании в стационарных
учреждениях социальной защиты населения опекунских комиссий, утверждают
их персональный состав и положение, осуществляют контроль за их
деятельностью;



10) рассматривают предложения, заявления и жалобы граждан по вопросам опеки и попечительства и принимают по ним меры.



Статья
11. Правовые акты органов опеки и попечительства, издаваемые в
отношении совершеннолетних лиц, признанных судом недееспособными или
ограниченно дееспособными




К компетенции руководителя органа опеки и
попечительства в отношении лиц, признанных судом недееспособными
вследствие психического расстройства, а также лиц, ограниченных судом в
дееспособности вследствие злоупотребления спиртными напитками или
наркотическими веществами, относится издание следующих правовых актов:



1) об установлении опеки, попечительства;



2) об освобождении, отстранении опекуна, попечителя от исполнения им своих обязанностей;



3) о прекращении опеки, попечительства;



4) о помещении лица, признанного судом
недееспособным вследствие психического расстройства, в психиатрическое
или психоневрологическое учреждение;



5) о реализации имущества недееспособного в
случаях направления его в психоневрологический дом-интернат на полное
государственное обеспечение, об учреждении доверительного управления
недвижимым или ценным движимым имуществом или о реализации имущества.



Глава 3. Создание условий для осуществления опеки и попечительства в городе Москве.



Статья 12. Кадровое обеспечение деятельности органа опеки и попечительства



В целях создания условий для организации и
осуществления опеки и попечительства устанавливается следующий
количественный норматив специалистов органа опеки и попечительства по
охране прав граждан на район города Москвы:



1) один специалист по охране прав детей на
две тысячи человек детского населения (в возрасте до восемнадцати лет
включительно);



2) один специалист по охране прав
совершеннолетних лиц, признанных судом недееспособными вследствие
психического расстройства, а также лиц, ограниченных судом в
дееспособности вследствие злоупотребления спиртными напитками или
наркотическими веществами, и лиц, над которыми установлено
попечительство в форме патронажа.



Статья 13. Методическое обеспечение работы органов опеки и попечительства



Методическое обеспечение работы органов опеки и
попечительства в отношении несовершеннолетних лиц возлагается на
уполномоченный орган исполнительной власти города Москвы в области
семейной и молодежной политики, в отношении совершеннолетних
дееспособных лиц, нуждающихся в патронаже - на уполномоченный орган
исполнительной власти города Москвы в области социальной защиты
населения, в отношении совершеннолетних лиц, признанных судом
недееспособными или ограниченно дееспособными - на уполномоченный орган
исполнительной власти города Москвы в области здравоохранения.



Статья 14. Финансирование расходов, связанных с реализацией настоящего Закона



Финансирование расходов, связанных с реализацией настоящего Закона, являются расходными обязательствами города Москвы.



Глава 4. Взаимодействие органов опеки
и попечительства с другими органами по защите прав и законных интересов
лиц, нуждающихся в опеке и попечительстве




Статья 15. Взаимодействие органов опеки и попечительства с органами записи актов гражданского состояния



1. Органы записи актов гражданского
состояния информируют органы опеки и попечительства о фактах
государственной регистрации смерти лиц, если им стало известно о
наличии у этих лиц несовершеннолетних детей, которые остаются без
попечения родителей.



2. Органы опеки и попечительства в случае
необходимости обращаются в органы регистрации актов гражданского
состояния для регистрации рождения выявленного ребенка, оставшегося без
попечения родителей, и получения свидетельства о его рождении с
приобщением свидетельства в личное дело несовершеннолетнего.



Статья 16. Взаимодействие органов опеки и попечительства с комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав



Органы опеки и попечительства совместно с Комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав:



1) осуществляют меры по защите и восстановлению прав и законных интересов несовершеннолетних;



2) содействуют социально-бытовому устройству
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, совершивших
противоправные действия, освобожденных из учреждений
уголовно-исполнительной системы либо вернувшихся из специальных
учебно-воспитательных учреждений;



3) применяют меры воздействия в отношении
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, совершивших
противоправные действия, и их законных представителей в случаях и
порядке, предусмотренных федеральным законодательством и
законодательством города Москвы.



Статья 17. Взаимодействие органов опеки и попечительства с органами внутренних дел



1. Органы опеки и попечительства в
установленном федеральном законодательством порядке взаимодействуют с
органами внутренних дел при осуществлении ими деятельности по
регистрации, розыску, выявлению и определению статуса детей, оставшихся
без попечения родителей.



2. В случае выявления родителей, уклоняющихся
от воспитания, содержания и обучения своих несовершеннолетних детей,
жестоко с ними обращающимися, органы опеки и попечительства информируют
органы внутренних дел для принятия мер к данным лицам.



3. Органы внутренних дел:



1) содействуют в выявлении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;



2) в экстренных случаях помещают детей,
оставшихся без попечения родителей, в учреждения здравоохранения,
учреждения временного пребывания детей, центр временной изоляции
несовершеннолетних;



3) осуществляют иные полномочия в соответствии с федеральным законодательством и законодательством города Москвы;



Статья
18. Взаимодействие органов опеки и попечительства с региональным
оператором государственного банка данных о детях, оставшихся без
родительского попечения




1. Органы опеки и попечительства:



1) предоставляют региональному оператору
государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения
родителей, сведения о каждом ребенке, оставшемся без попечения
родителей, и не устроенном на воспитание в семью в соответствии с
Федеральным законом от 16 апреля 2001г. № 44-ФЗ «О государственном
банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей»;



2) своевременно информируют регионального
оператора государственного банка данных о детях, оставшихся без
попечения родителей, об изменении данных о ребенке.



2. Органы опеки и попечительства и
региональный оператор государственного банка данных о детях, оставшихся
без попечения родителей:



1) осуществляют постоянный обмен служебной
информацией по ведению и использованию сведений регионального банка
данных о детях;



2) взаимодействуют по устройству ребенка на воспитание в семьи граждан Российской Федерации.



Статья
19. Взаимодействие органов опеки и попечительства города Москвы с
органами опеки и попечительства других субъектов Российской Федерации




В случае выявления на территории района города
Москвы ребенка, оставшегося без попечения родителей, местом жительства
которого является другой субъект Российской Федерации, орган опеки и
попечительства города Москвы осуществляет взаимодействие с органом
опеки и попечительства по месту жительства ребенка в целях защиты его
прав и законных интересов.



Глава 5. Выявление и учет детей, оставшихся без попечения родителей и их имущества



Статья 20. Выявление детей, оставшихся без попечения родителей



1. Выявление детей, оставшихся без попечения
родителей, осуществляется в соответствии со статьей 122 Семейного
Кодекса Российской Федерации.



2. Орган опеки и попечительства в случае
выявления на своей территории: детей, оставшихся без попечения
родителей, обязан внести информацию о них в свою базу данных о детях и
их имуществе и осуществить все необходимые действия в соответствии с
федеральным законодательством по защите их прав и законных интересов.



3. При передаче такого ребенка другому органу
опеки и попечительства орган опеки и попечительства по месту выявления
ребенка обязан передать всю документированную информацию о нем в форме
личного дела, оставив у себя его копию.



4. Оба органа опеки и попечительства обязаны
информировать уполномоченный орган исполнительной власти города Москвы
по ведению городского реестра учета детей и их имущества о произошедших
изменениях.



5. При подготовке правового акта об устройстве
ребенка, оставшегося без попечения родителей, орган опеки и
попечительства обязан обеспечить защиту права ребенка на жилое
помещение, иных имущественных и личных неимущественных прав ребенка.



Статья 21. Порядок учета детей, оставшихся без попечения родителей, и их имущества



1. Органы опеки и попечительства ведут учет детей, оставшихся без попечения родителей, по месту их выявления.



2. Органы опеки и попечительства
взаимодействуют друг с другом по обмену служебной информацией по
вопросам устройства детей на воспитание в семьи граждан Российской
Федерации.



3. Органы опеки и попечительства обязаны в
месячный срок определить правовой статус ребенка и принять меры по его
устройству. В случае отсутствия на территории района города Москвы
возможности устройства ребенка в семью, орган опеки и попечительства
запрашивает соответствующую информацию у регионального оператора.



4. Органы опеки и попечительства в случае
изменения статуса ребенка, изменения его места жительства в городе
Москве, изменения статуса его имущества обязаны действовать в
соответствии с требованиями части пятой статьи 7 настоящего Закона.



Глава 6. Устройство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в городе Москве



Статья 22. Формы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей



1. Органы опеки и попечительства избирают
следующие формы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей, в соответствии с Семейным кодексом Российской
Федерации:



1) усыновление (удочерение);



2) опека (попечительство);



3) приемная семья;



4) в учреждения для детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей всех типов (образовательные
учреждения, в т.ч. детские дома семейного типа, лечебные учреждения,
учреждения социальной защиты населения, иные аналогичные учреждения).



2. Порядок устройства детей на указанные в
части первой настоящей статьи формы определяется нормативными правовыми
актами Российской Федерации.



3. Дополнительной формой устройства ребенка, оставшегося без попечения родителей, является патронатное воспитание.



Статья 23. Государственные учреждения и
негосударственные некоммерческие организации города Москвы для
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей




1. Органы опеки и попечительства принимают
решения о направлении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей, в государственные учреждения, либо в негосударственные
некоммерческие организации для детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей, на основании заключенных с этими организациями
договоров.



2. Негосударственные некоммерческие
организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей, в соответствии с заключенными договорами с органами опеки и
попечительства осуществляют прием несовершеннолетних на воспитание,
содержание и обучение на основании правовых актов органов опеки и
попечительства.



3. В случае помещения ребенка в
государственное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей, в случае смерти родителей или принудительного
размена жилой площади родителями, лишенными родительских прав и в
других случаях администрация учреждения с предварительного согласия
органа опеки и попечительства:



1) оформляет в течении трех месяцев договор
передачи жилого помещения в собственность (общую долевую собственность)
несовершеннолетнему в соответствии с федеральным законодательством;



2) готовит необходимый пакет документов для
государственной регистрации права собственности (общей долевой
собственности) на жилое помещение и передает в орган, осуществляющий
государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним;



3) получает из органа, осуществляющего
государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с
ним, свидетельство о государственной регистрации права собственности
(общей долевой собственности) на жилое помещение;



4) открывает лицевой счет на ребенка в отделении Сберегательного банка Российской Федерации;



4. Для обеспечения защиты имущественных прав
воспитанников государственных учреждений для детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей, специализированных учреждений для
несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, эти
учреждения обеспечиваются соответствующим штатным персоналом за счет
средств бюджета города Москвы.



Глава 7. Особенности создания приемной семьи в городе Москве



Статья 24. Приемная семья



1. Приемная семья образуется на основании
договора о передаче детей на воспитание в семью, который заключается
между органом опеки и попечительства и приемными родителями по месту их
жительства.



2. Органы опеки и попечительства содействует
созданию приемных семей, оказывает приемным родителям необходимую
помощь и осуществляет наблюдение за условиями жизни и воспитания детей.



3. В случае если ребенок и кандидаты в приемные
родители проживают в разных районах города Москвы, в целях обеспечения
условий для содержания, воспитания приемных детей, защиты их имущества,
жилищных прав, оплаты труда приемных родителей, контроля за их
деятельностью, оказания эффективной помощи приемной семье, заключается
трехсторонний договор между органами опеки и попечительства обеих
территорий и приемными родителями, в котором определяются уровень
ответственности каждой из сторон, их права и обязанности.



4. Лица, желающие взять ребенка на воспитание
в свою семью, подают в орган опеки и попечительства по месту своего
жительства заявление с просьбой дать заключение о возможности быть
приемными родителями.



5. Для подготовки заключения о возможности быть
приемными родителями орган опеки и попечительства по месту их
жительства составляет акт по результатам обследования условий жизни
лиц, желающих взять ребенка на воспитание в приемную семью.



6. На основании заявления и акта обследования
условий жизни лиц (лица), желающих взять ребенка (детей) на воспитание
в приемную семью, орган опеки и попечительства в течение двадцати дней
со дня подачи заявления со всеми необходимыми документами готовит
заключение о возможности стать приемными родителями.



7. В случае если лицо (лица) изъявляет
желание взять на воспитание ребенка с ослабленным здоровьем, больного
ребенка, ребенка с отклонениями в развитии, ребенка-инвалида в
заявлении должно быть указано о наличии у приемных родителей
необходимых для этого условий.



8. Заключение о возможности быть приемными родителями является основанием для подбора ребенка в семью.



9. Отрицательное заключение и основанный на
нем отказ в заключении договора о передаче ребенка на воспитание в
приемную семью орган опеки и попечительства доводит до сведения
заявителя в пятидневный срок со дня принятия решения и возвращает все
документы, разъяснив порядок обжалования решения.



10. Основанием для заключения договора о
передаче детей на воспитание в приемную семью является заявление лиц,
желающих взять детей на воспитание, с просьбой о передаче им на
воспитание конкретного ребенка, которое подается в орган опеки и
попечительства по месту жительства (нахождения) ребенка.



11. Орган опеки и попечительства по месту
нахождения имущества (в том числе жилого помещения) ребенка
обеспечивают контроль за его использованием и сохранностью.



12. Органы опеки и попечительства обязаны
оказывать приемной семье необходимую помощь, способствовать созданию
нормальных условий жизни и воспитания детей, а также вправе
осуществлять контроль за выполнением возложенных на приемных родителей
обязанностей по содержанию, воспитанию и образованию детей.



13. Органы опеки и попечительства осуществляют
контроль за благосостоянием, здоровьем и развитием ребенка и
соблюдением его прав и законных интересов.



14. Приемные родители ведут учет расходов в
виде записей по приходу и расходу средств. Сведения об израсходованных
средствах предоставляются один раз в год в орган опеки и
попечительства. Сэкономленные в течение года средства изъятию не
подлежат.



Глава 8. Патронатное воспитание в городе Москве



Статья 25. Устройство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на патронатное воспитание



1. При выявлении
ребенка, нуждающегося в защите его прав и законных интересов, он
может быть передан органом опеки и попечительства на срок до шести
месяцев на воспитание в семью патронатного воспитателя на основании
договора о патронатном воспитании.



2. Патронатными воспитателями могут быть
только совершеннолетние дееспособные лица. Не могут быть патронатными
воспитателями лица, лишенные родительских прав. При устройстве ребенка
на воспитанию в семью патронатного воспитателя учитываются нравственные
и иные личные качества патронатного воспитателя, способность к
выполнению обязанностей патронатного воспитателя, отношения между
патронатным воспитателем и ребенком, отношение к ребенку членов семьи
патронатного воспитателя, а также, если это возможно, желание самого
ребенка. Не могут быть патронатными воспитателями лица, больные
хроническим алкоголизмом или наркоманией, лица, отстраненные от
выполнения обязанностей патронатных воспитателей, опекунов
(попечителей), приемных родителей, лица, ограниченные в родительских
правах, бывшие усыновители, если усыновление отменено по их вине, а
также лица, которые по состоянию здоровья не могут осуществлять
обязанности по воспитанию ребенка.



3. Ребенок, достигший возраста десяти лет, может быть передан на патронатное воспитание только с его согласия.



4. При устройстве ребенка должны учитываться его
этническое происхождение, принадлежность к определенной религии и
культуре, родной язык, возможность обеспечения преемственности в
воспитании и образовании.



5. При передаче ребенка на воспитание семью
патронатного воспитателя необходимо заключение соответствующих
медико-психолого-педагогических комиссий.



6. Порядок организации патронатного воспитания
детей, нуждающихся в защите их прав и законных интересов, включая
медико-психолого-педагогическое сопровождение и форма договора о
патронатном воспитании устанавливаются Правительством Москвы.



7. При передаче ребенка на патронатное
воспитание органом опеки и попечительства совместно с патронатным
воспитателем разрабатывается План по защите прав ребенка.



8. Ребенок может находиться на патронатном воспитании до достижения им возраста восемнадцати лет.



9. Устройство ребенка на патронатное воспитание
не влечет за собой возникновения между патронатным воспитателем и
ребенком алиментных и наследственных правоотношений, вытекающих из
законодательства Российской Федерации.



10. Детям, переданным на патронатное
воспитание, должен быть обеспечен необходимый уровень нормальной
жизнедеятельности и удовлетворения их основных потребностей в
медицинской помощи, питании, одежде, обуви, мягком инвентаре, игрушках,
хозяйственных и канцелярских товарах, необходимых для их физического и
психического развития.



11. Дети, переданные на патронатное
воспитание в семью, имеют право на контакты с родственниками, если это
не противоречит их интересам, при наличии разрешения органов опеки и
попечительства.



12. По истечении шести месяцев дети,
находящиеся на патронатном воспитании, передаются на усыновление, под
опеку, попечительство, в приемную семью либо учреждение для детей-сирот
и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с Семейным
кодексом Российской Федерации.



Статья 26. Полномочия органов опеки и попечительства при устройстве ребенка на патронатное воспитание



Органы опеки и попечительства при устройстве ребенка на патронатное воспитание осуществляют полномочия:



1) по защите имущественных прав
несовершеннолетнего (за исключением права распоряжаться причитающимися
несовершеннолетнему денежными средствами на текущее его содержание);



2) по представлению интересов ребенка в суде
при рассмотрении судом дел о лишении (ограничении) родителей
родительских прав;



3) по решению вопроса о выезде ребенка за пределы Российской Федерации



4) по ежемесячному контролю за деятельностью
патронатного воспитателя и за условиями жизни и воспитания ребенка,
переданного на патронатное воспитание.



5) по планированию совместно с патронатным
воспитателем и, если это не противоречит интересам детей, с
родственниками детей мероприятий по защите прав и законных интересов
детей, образовательного процесса и необходимых реабилитационных
мероприятий;



6) по проверке расходования денежных средств, выплачиваемых патронатному воспитателю.



Глава 9. Оплата труда приемных родителей и патронатных воспитателей



Статья 27. Оплата труда приемных родителей и патронатных воспитателей



1. В целях обеспечения преемственности
государственной политики в организации работы по охране прав и законных
интересов детей, оплата труда приемного родителя, патронатного
воспитателя производится в размере от 3,5 и не более 5,5 минимального
размера оплаты труда в расчете на одного ребенка, переданного на
воспитание в их семью, в зависимости от сложности задач, возлагаемых на
приемного родителя, патронатного воспитателя договором, заключенным с
органом опеки и попечительства и являющимся договором возмездного
оказания услуг.



2. Оплата труда патронатного воспитателя для
работы по социальному патронату производится в размере не менее 3,5 и
не более 5,5 минимального размера оплаты труда в зависимости от
сложности задач, возлагаемых на патронатного воспитателя договором о
патронатном воспитании, и в расчете на 40-часовую рабочую неделю.



3. Денежные средства на оплату труда приемных
родителей (родителя) перечисляются органами опеки и попечительства на
личные счета приемных родителей (родителя), патронатного воспитателя в
размере от 3,5 до 5,5 размера оплаты труда, установленного Федеральным
законом от 19 июня 2000 года № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты
труда», в расчете на одного ребенка, переданного на воспитание в
приемную семью, в соответствии со сроками, указанными в договоре.



4. Оплата труда приемных родителей (родителя),
патронатного воспитателя производится со дня заключения договора о
передаче ребенка (детей) на воспитание в семью.



5. Оплата труда приемных родителей (родителя),
патронатного воспитателя производится по договору о передаче детей на
воспитание в семью на каждого ребенка ежемесячно в размере:



1) 3,5 минимального размера оплаты труда (ребенок с нормальным нервно-психическим развитием и сохранным интеллектом);



2) 4,5 минимального размера оплаты труда (ребенок с различными степенями умственной отсталости);



3) 5,5 минимального размера оплаты труда
(ребенок-инвалид, с врожденными и приобретенными пороками развития,
ВИЧ-инфицированный, больной СПИДом, гепатитом С).



6. По договору о социальном патронате оплата
труда производится ежемесячно в расчете на 40-часовую рабочую неделю в
размере:



1) 3,5 минимального размера оплаты труда (ребенок с нормальным нервно-психическим развитием и сохранным интеллектом);



2) 5,5 минимального размера оплаты труда (ребенок с различными степенями умственной отсталости).



7. Порядок оплаты труда приемных родителей и патронатных воспитателей определяется Правительством Москвы.



Глава 10. Социальный патронат и гостевой режим



Статья 28. Социальный патронат



1. Над ребенком, нуждающимся в защите прав и
законных интересов и находящимся в семье, может быть установлен
социальный патронат.



2. Договор о социальном патронате заключаются
между органом опеки и попечительства, патронатным воспитателем и
родителями при обязательном условии разграничения между ними прав и
обязанностей по защите законных интересов этого ребенка, в соответствии
с планом защиты прав ребенка.



3. Родители имеют право на участие в
составлении плана по защите прав ребенка, на добровольное заключение
договора о разграничении прав и обязанностей по защите прав их ребенка
между ними и органом опеки и попечительства.



Статья 29. Гостевой режим



1. Дети-сироты и дети, оставшиеся без
попечения родителей, могут быть переданы органами опеки и
попечительства для проведения досуга в семью родственников и иных
граждан Российской Федерации в выходные, праздничные, каникулярные дни
на основании договора о гостевом режиме.



2. Дети-сироты и дети, оставшиеся без
попечения родителей,, достигшие возраста десяти лет, могут быть
переданы в семью родственников и иных граждан Российской Федерации в
выходные, праздничные, каникулярные дни только с их согласия.



3. Договор о гостевом режиме заключается между
органом опеки и попечительства и родственниками, гражданами Российской
Федерации при обязательном условии разграничения ответственности по
защите прав и законных интересов конкретного ребенка между
органом опеки и попечительства, родственниками, гражданами Российской
Федерации и родителями (законными представителями).



4. При устройстве ребенка на гостевой режим
должны учитываться его этническое происхождение, принадлежность к
определенной религии и культуре, родной язык, возможность
обеспечения преемственности в воспитании и образовании.



5. Гостевой режим распространяется на ребенка в возрасте до восемнадцати лет.



6. Сроки пребывания ребенка на гостевом режиме указываются в договоре.



7. Договор о гостевом режиме заключается сроком до одного года.



8. В случае отобрания ребенка, находящегося в
семье граждан Российской Федерации в период гостевого режима, при
непосредственной угрозе его жизни и здоровью он должен быть
незамедлительно возвращен законному представителю.



9. При устройстве ребенка на гостевой режим
граждане Российской Федерации обеспечивают его содержание и воспитания
в течение срока, указанного в договоре.



10. Решение вопроса о выезде ребенка за пределы
Российской Федерации в период его нахождения на гостевом режиме
принимается органом опеки и попечительства.



11. Основанием для выезда ребенка за пределы Российской Федерации является правовой акт органа опеки и попечительства.



12. Права ребенка, переданного на гостевой
режим, права и обязанности граждан Российской Федерации, родителей
(законных представителей) ребенка, органа опеки и попечительства,
определяются в договоре о гостевом режиме в соответствии с
федеральным законодательством.



13. Орган опеки и попечительства обязан
исполнять функции опекуна (попечителя) ребенка в соответствии с
перечнем прав и обязанностей, установленных в договоре о гостевом
режиме.



14. Граждане Российской Федерации обязаны
отвечать за содержание, жизнь и здоровье ребенка, переданного на
гостевой режим в их семью, выполнять условия договора о гостевом
режиме.



15. Договор о гостевом режиме должен содержать
положения, предусматривающие ответственность сторон за условия
содержания и воспитания ребенка, права и обязанности граждан
Российской Федерации, права и обязанности органа опеки и
попечительства, а также родителей (законных представителей) ребенка.



16. В случае невыполнения гражданами Российской Федерации условий договора о гостевом режиме данный договор расторгается.



17. Контроль за содержанием и воспитанием
ребенка, переданного на трехмесячный гостевой режим, осуществляется
органом опеки и попечительства по месту фактического нахождения ребенка
в виде его посещения (кроме случаев нахождения ребенка за пределами
Российской Федерации).



18. В течение действия договора о гостевом
режиме граждане Российской Федерации несут ответственность за
нарушение прав и законных интересов ребенка в порядке, предусмотренном
федеральным законодательством.



Глава 11.
Защита личных неимущественных прав детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей, находящихся на различных формах устройства,
совершеннолетних граждан, находящихся под опекой и попечительством




Статья 30. Защита личных неимущественных прав лиц, находящихся под опекой и попечительством



1. Защита личных неимущественных прав
несовершеннолетних и иных лиц, находящихся под опекой и попечительством
в том числе их чести и достоинства, прав на результаты интеллектуальной
деятельности осуществляется в соответствии с положениями Гражданского
кодекса Российской Федерации, Семейного кодекса Российской Федерации и
иных нормативных правовых актов Российской Федерации опекунами,
попечителями, приемными родителями несовершеннолетних, учреждениями в
которые помещены указанные лица, а также органом опеки и
попечительства, прокурором и судом.



2. При нарушении личных неимущественных прав
подопечных опекунами и попечителями и иными лицами и органами
подопечные вправе обращаться за защитой своих прав в орган опеки и
попечительства, а по достижению несовершеннолетними возраста
четырнадцати лет – в суд.



3. Лица, в отношении которых установлено
попечительство, вправе самостоятельно в порядке, установленном
Гражданским кодексом Российской Федерации и иными нормативными
правовыми актами Российской Федерации, осуществлять защиту личных
неимущественных прав. Попечители, а также иные лица и учреждения,
осуществляющие их функции, оказывают подопечным содействие в
осуществлении ими своих прав и исполнении обязанностей, а также
охраняют их от злоупотреблений со стороны третьих лиц.



4. Должностные лица организаций и иные
граждане, которым станет известно о нарушении личных неимущественных
прав и законных интересов подопечных, обязаны сообщать об этом в органы
опеки и попечительства. При получении таких сведений органы опеки и
попечительства обязан принять необходимые меры по защите прав и
законных интересов несовершеннолетних и иных лиц, находящихся под
опекой.



5. Органы опеки и попечительства вправе
осуществлять надзор за деятельностью опекунов и попечителей, иных лиц и
учреждений выполняющих указанные функции.



Глава 12.
Защита имущественных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей, находящихся на различных формах устройства




Статья 31. Охрана имущественных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при их выявлении



1. При выявлении ребенка, оставшегося без
попечения родителей, подлежащего устройству в семью или в учреждение,
орган опеки и попечительства обязан выяснить наличие у
несовершеннолетнего имущества, принадлежащего ему на праве
собственности, и принять надлежащие меры по охране имущественных прав
несовершеннолетнего и сохранности этого имущества.



2. Под охраной имущественных прав
подразумевается: выявление, хранение имущества, которое по закону
должен наследовать несовершеннолетний, и управление этим имуществом;
истребование имущества несовершеннолетних от лиц, незаконно завладевших
им; взыскание денег с должников; взыскание и возмещение причиненных
несовершеннолетнему убытков; заключение в соответствии с законом
договора доверительного управления имуществом и т.п.



Статья 32. Меры по охране имущества детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей



1. Меры по охране имущества несовершеннолетних,
оставшихся без попечения родителей, должны быть приняты органами опеки
и попечительства немедленно при получении сведений о смерти родителей
или близких.



2. Опись имущества, принадлежащего
несовершеннолетнему, производится представителями органов опеки и
попечительства в присутствии опекуна (попечителя), представителя
жилищно-эксплутационной организации, либо органа внутренних дел, а
также несовершеннолетнего подопечного, достигшего возраста четырнадцати
лет, по его желанию. При описи могут присутствовать и иные
заинтересованные лица.



3. Если опись имущества уже была произведена
жилищными органами, нотариальной конторой или другими уполномоченными
организациями, то представителем органа опеки и попечительства по копии
ранее составленной описи производится проверка наличного имущества и
составляется соответствующий акт.



4. Опись составляется во всех случаях, если
после смерти родителей (усыновителей) к несовершеннолетнему должно
перейти по наследству имущество, независимо от того, будет ли он
помещен в воспитательное, лечебное учреждение, учреждение социальной
защиты населения или передан под опеку, попечительство и иные формы
устройства на воспитания в семью.



5. В опись заносятся предметы домашней
обстановки, хозяйственные и носильные вещи с указанием отличительных
признаков каждой из них, степени ее изношенности.



6. Если в составе имущества имеется дом, скот,
предметы роскоши, ценности, денежные суммы и т.п., то опись подлежит
нотариальному удостоверению.



7. Если несовершеннолетний является собственником
движимого и недвижимого имущества или наследником собственника,
сведения об этом имуществе должны быть указаны в описи.



8. Опись имущества составляется в трех
экземплярах. Один экземпляр хранится в органе опеки и попечительства (в
личном деле несовершеннолетнего), второй передается лицу, принявшему
имущество на хранение, третий экземпляр также находится в личном деле
подопечного и при проведении проверки имущества вручается лицу,
производящему проверку имущества. После проверки этот экземпляр с
отметками о результатах проверки возвращается органу опеки и
попечительства.



9. Подписывается опись всеми лицами,
присутствовавшими при ее составлении. На ней должна быть расписка лица,
принявшего имущество на хранение до установления над несовершеннолетним
опеки (попечительства).



10. Порядок обеспечения защиты имущественных
прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
определяется Правительством Москвы



Статья 33. Отчет опекуна (попечителя),
приемных родителей об управлении имуществом детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей




1. Опекун (попечитель) ежегодно, не позднее 1
февраля, представляет в орган опеки и попечительства письменный отчет
за предыдущий год о хранении имущества подопечного и управлении этим
имуществом. Годовой отчет должен содержать сведения о состоянии
имущества и месте его хранения, приобретении имущества взамен
проданного, доходах, полученных от управления имуществом, и
произведенных расходах.



2. Если опекуном (попечителем) использованы для
нужд подопечного носильные вещи, вещи домашнего обихода, значащиеся по
описи (не представляющие ценности, скоропортящиеся, могущие прийти в
негодность), об этом также указывается в годовом отчете.



3. В отчете опекуна (попечителя) должны быть
перечислены и указаны даты получения сумм с текущего счета подопечного,
и затрат, произведенных из них для нужд подопечного.



4. К отчету прилагаются документы,
подтверждающие произведенные расходы (копии товарных чеков, квитанции
об уплате налогов, страховых сумм и др. платежные документы).



5. Отчет опекуна (попечителя) утверждается руководителем органа опеки и попечительства.



6. На основании утвержденного отчета опекуна
(попечителя) из описи имущества подопечного исключаются использованные
вещи и вносятся соответствующие дополнения, изменения в опись имущества.



7. Утвержденный отчет опекуна хранится в личном деле подопечного.



Статья 34.
Надзор органов опеки и попечительства за сохранностью имущества
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей




1. Проверка сохранности имущества
несовершеннолетних подопечных осуществляется органами опеки и
попечительства не реже двух раз в год.



2. При обнаружении недобросовестного отношения
опекуна к имуществу подопечного (порча его, хранение в ненадлежащем
виде, расходование не по назначению и др.) орган опеки и попечительства
составляет об этом акт и предъявляет опекуну (попечителю) требования о
возмещении ущерба, причиненного несовершеннолетнему.



3. При установлении факта использования
опекуном (попечителем) имущества подопечного в личных интересах
(использования опеки в корыстных целях) орган опеки и попечительства
отстраняет опекуна (попечителя) от выполнения опекунских обязанностей и
передает материал в прокуратуру. Одновременно орган опеки и
попечительства предъявляет иск к указанному лицу о возмещении ущерба.



Статья 35. Основания для совершения сделки с имуществом детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей



1. Для совершения сделок с имуществом
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в орган опеки и
попечительства представляются следующие документы:



1) заявление законных представителей несовершеннолетних о сдаче в наем (аренду) принадлежащих им жилых помещений;



2) заявление несовершеннолетнего старше 14 лет о согласии на данную сделку;



3) решение комиссии по охране прав детей;



4) правовой акт органа опеки и попечительства об определении управляющего имуществом подопечного;



5) согласие собственника жилого помещения на совершение сделки с имуществом подопечного;



6) подтверждение нахождения данного имущества на балансе у управляющего имуществом;



7) о регистрации права на недвижимое имущество;



8) об отдельном банковском счете на имя несовершеннолетнего в отделении Сберегательного банка Российской Федерации;



9) проект договора найма (аренды, поднайма).



2. Цена сделки по сдаче в наем (аренде) жилых
помещений, принадлежащих воспитанникам образовательных учреждений для
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не может быть
ниже рыночной стоимости найма (аренды) аналогичного жилья в месте
нахождения сдаваемого жилья.



3. Обязательным условием договора найма
(аренды) жилого помещения является положение о проведении ремонта
указанного помещения по окончании срока действия договора.



4. Орган опеки и попечительства в
обязательном порядке при приеме положительного решения о сдаче в наем
(аренду, поднаем) согласует соответствующий договор.



5. Информация о совершенной сделке вносится в
информационную базу данных органа опеки и попечительства о детях и
имуществе.



6. Документы о совершенной сделке с имуществом
направляются в орган по регистрации прав на недвижимое имущество и
сделок с ним.



7. Копия договора о совершенной сделке хранится в личном деле подопечного в органе опеки и попечительства.



Статья
36. Защита имущественных прав детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей, и находящихся на различных формах устройства, при
доверительном управлении их имуществом



1. В соответствии с Гражданским кодексом
Российской Федерации органы опеки и попечительства заключают договоры
доверительного управления имуществом подопечных с физическими или
юридическими лицами. Права и обязанности доверительного управляющего
определяются нормами Гражданского кодекса Российской Федерации. В
отношении имущества, не переданного в доверительное управление,
сохраняются полномочия опекуна или попечителя.



2. Рассмотрение органом опеки и попечительства
вопросов доверительного управления имуществом, в том числе, сдачи в
наем (аренду) жилых помещений, принадлежащих на праве собственности
воспитанникам образовательных учреждений для детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей, при необходимости постоянного
управления недвижимым и ценным движимым имуществом осуществляется в
соответствии с гражданским, семейным, жилищным законодательством и
иными правовыми актами в части защиты имущественных прав
несовершеннолетних.



Статья 37. О мерах по защите жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей



1. В период нахождения детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей, в учреждениях для детей-сирот и
детей, оставшихся без попечения родителей, на полном государственном
обеспечении, детских домах семейного типа, приемных семьях, у опекунов
или попечителей, если за ними сохранено жилое помещение, а также при
наличии возможности законные представители несовершеннолетних, орган
опеки и попечительства принимают меры к выделению доли жилого помещения
для несовершеннолетних, если в жилом помещении проживают другие лица, а
при наличии технической возможности - передачи изолированной части не
только жилых, но и подсобных помещений (кухни, коридора, санузла).



2. В случае отказа лиц, проживающих в
указанном жилом помещении, от обмена жилого помещения законные
представители несовершеннолетних должны предъявлять иск о
принудительном обмене в интересах детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей, через суд или органы прокуратуры в сроки,
установленные законодательством.



3. Снятие детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей, с регистрационного учета по месту жительства или
по месту пребывания осуществляется только с согласия органа опеки и
попечительства.



4. В отношении детей-сирот и детей, оставшихся
без попечения родителей, передаваемых на различные формы устройства,
орган опеки и попечительства, принимающий решение об устройстве
ребенка, одновременно определяет право на жилое помещение, либо о
выделении жилого помещения ребенку.



5. Орган опеки и попечительства при предъявлении
иска о лишении родителей родительских прав или при решении вопроса о
возвращении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в
жилые помещения, откуда они были направлены в учреждения для
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, или на
воспитание в семью, рассматривает вопрос о предъявлении иска о
выселении родителей, лишенных родительских прав, из занимаемых ими по
договору социального найма жилых помещений, если их совместное
проживание с детьми, в отношении которых они лишены родительских прав,
невозможно.



6. Гражданам, лишенным родительских прав и
выселенным из занимаемых ими по договору социального найма жилых
помещений в связи с невозможностью проживания с детьми, в отношении
которых они лишены родительских прав, предоставляются по договору
социального найма другие жилые помещения, размер которых соответствует
размеру жилого помещения, установленному для вселения граждан в
общежитие.



7. За два года до выпуска несовершеннолетнего
из учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей, или за тот же срок до окончания пребывания такого ребенка в
детском доме семейного типа, приемной семье, у опекунов или попечителей
его законный представитель при наличии обстоятельств, указанных в части
5 настоящей статьи, письменно обращается в орган опеки и попечительства
с ходатайством о признании невозможным возвращения несовершеннолетнего
в жилое помещение, сохраненное за ним по месту жительства.



Статья 38. Решения, принимаемые
органами опеки и попечительства по защите жилищных прав детей-сирот и
детей, оставшихся без попечения родителей




1. Орган опеки и попечительства по месту
нахождения жилого помещения подопечного в течение месяца рассматривает
ходатайство его законного представителя о наличии обстоятельств,
препятствующих возвращению этого ребенка в жилое помещение, сохраненное
за ним по месту жительства и выносит мотивированное заключение. На
основании этого заключения орган опеки и попечительства принимает
решение о невозможности возвращения подопечного в сохраненное жилое
помещение.



2. Соответствующее решение органа опеки и
попечительства может быть принято и в более поздний срок (вплоть до
момента выпуска ребенка из числа детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей, из учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся
без попечения родителей, окончания пребывания его в детском доме
семейного типа, приемной семье, у опекунов или попечителей), если
имеются вновь открывшиеся обстоятельства невозможности возвращения
указанного ребенка в ранее занимаемое им жилое помещение, которые не
были известны или отсутствовали ранее.



3. Прием документов на выдачу разрешения на
отчуждение жилого помещения, принадлежащего на праве собственности
(общей собственности) несовершеннолетнему, осуществляется органом опеки
и попечительства по месту нахождения жилого помещения.



Глава 13. Защита прав совершеннолетних, находящихся под опекой и попечительством



Статья 39. Защита прав и интересов недееспособных и ограниченно дееспособных граждан



Органы опеки и попечительства:



1) выявляют душевнобольных и слабоумных лиц, нуждающихся в установлении над ними опеки;



2) оказывают необходимую помощь лицам,
признанным судом недееспособными вследствие психического расстройства
до установления над ними опеки;



3) содействуют устройству лиц, признанных
недееспособными вследствие психического расстройства, в психиатрические
или психоневрологические учреждения;



4) участвуют в судах при рассмотрении дел о
признании гражданина недееспособным вследствие психического
расстройства или ограниченно дееспособным вследствие злоупотребления
спиртными напитками или наркотическими средствами, о признании
подопечного дееспособным, об отмене ограничения дееспособности
гражданина, о признании недействительным брака, заключенного с лицом,
признанным судом недееспособным;



5) сообщают об установлении опеки над
физическими лицами, признанными судом недееспособными, попечительстве и
управлении имуществом физических лиц, ограниченных судом в
дееспособности, а также о последующих изменениях, связанных с указанной
опекой, попечительством или управлением имуществом, в налоговые органы
по месту своего нахождения не позднее пяти дней со дня принятия
соответствующего решения;



6) решают другие вопросы, отнесенные к их компетенции в соответствии с федеральным законодательством.



Статья 40.
Защита прав дееспособных граждан, которые по состоянию здоровья не
могут самостоятельно осуществлять и защищать свои права и исполнять
обязанности




1. Органы опеки и попечительства:



1) выявляют совершеннолетних дееспособных
лиц, которые по состоянию здоровья не могут самостоятельно защищать
свои права и выполнять свои обязанности и нуждаются в попечительстве;



2) осуществляют устройство совершеннолетних
дееспособных лиц, нуждающихся в попечительстве по состоянию здоровья, в
дома-интернаты для престарелых и инвалидов и осуществляют контроль за
условиями их содержания;



3) установить попечительство в форме патронажа
по просьбе совершеннолетнего дееспособного гражданина, который по
состоянию здоровья не может самостоятельно осуществлять и защищать свои
права и исполнять обязанности, над ним и только с его согласия может;



4) в случае необходимости оказывают
содействие в подборе лиц, желающих и способных выполнять обязанности
попечителя (помощника) совершеннолетнего дееспособного гражданина;



5) ведут учет граждан, в отношении которых установлено попечительство в форме патронажа;



6) осуществляют надзор за деятельностью попечителя (помощника);



7) прекращают патронаж по требованию гражданина, находящегося под патронажем;



8) сообщают об установлении попечительства и
управлении имуществом дееспособных физических лиц, а также о
последующих изменениях, связанных с указанным попечительством или
управлением имуществом, в налоговые органы по месту своего нахождения
не позднее пяти дней со дня принятия соответствующего решения;



9) решают другие вопросы, отнесенные к их компетенции.



2. Находящиеся под патронажем лица,
проживающие в стационарных учреждениях социального обслуживания,
сохраняют право на занимаемые ими жилые помещения в течение всего
времени пребывания в этом учреждении, если в этих помещениях остались
проживать на законных основаниях иные лица.



3. Социальные услуги, входящие в перечень
гарантированных государством социальных услуг, предоставляются
подопечным, находящимся в городских государственных учреждениях в
полустационарных и полустационарных условиях бесплатно.



Статья 41. Функции органов социальной
защиты населения по вопросам попечительства в форме патронажа в
отношении совершеннолетних дееспособных лиц, нуждающихся в этом по
состоянию здоровья




Органы социальной защиты населения по
вопросам попечительства в форме патронажа в отношении совершеннолетних
дееспособных лиц, нуждающихся в этом по состоянию здоровья
осуществляют следующие функции:



1) оказывают до установления попечительства в
форме патронажа необходимую помощь совершеннолетним дееспособным лицам,
которые по состоянию здоровья не могут самостоятельно осуществлять свои
права и выполнять свои обязанности;



2) в случае необходимости оказывают
содействие в подборе лиц, способных к выполнению обязанностей
попечителя, готовят материалы, необходимые для назначения попечителя, а
также об освобождении или отстранении попечителя от выполнения
возложенных на него обязанностей;



3) ведут учет лиц, в отношении которых установлено попечительство;



4) в установленном законом порядке
осуществляют защиту имущественных и личных неимущественных прав и
интересов подопечных в случае использования попечителем попечительства
в корыстных целях, а также в случае оставления подопечного без ухода и
необходимой помощи;



5) осуществляют устройство совершеннолетних
дееспособных лиц, нуждающихся по состоянию здоровья в попечительстве в
форме патронажа, в учреждения системы социальной защиты;



6) рассматривают предложения, заявления и жалобы
граждан по вопросам попечительства в форме патронажа и принимают по ним
меры.



Глава 14. Заключительные положения



Статья 42. Ответственность за неисполнение настоящего Закона



За неисполнение настоящего Закона должностные лица
органов исполнительной власти города Москвы, органов местного
самоуправления внутригородских муниципальных образований в городе
Москве, юридические лица и граждане несут ответственность в
соответствии с федеральным законодательством и законодательством
города Москвы.



Статья 43. Вступление в силу настоящего Закона



1. Настоящий Закон вступает в силу с 1 января 2008 года.



2. Закон города Москвы от 4
июня 1997 года № 16 «Об организации работы по опеке, попечительству и
патронату в городе Москве», Закон города Москвы от 27 июня 2001 года №
33 «О внесении изменений и дополнений в Закон города Москвы от 4 июня
1997 года № 16 «Об организации работы по опеке и попечительству в
городе Москве»», Закон города Москвы от 29 сентября 2004 года № 59 «О
внесении изменений и дополнений в Закон города Москвы от 4 июня 1997
года № 16 «Об организации работы по опеке и попечительству в городе
Москве»» утрачивают силу со дня вступления в силу настоящего Закона.
Реклама
Ответить Пред. темаСлед. тема

Быстрый ответ, комментарий, отзыв

Изменение регистра текста: 
Смайлики
:) :( :oops: :chelo: :roll: :wink: :muza: :sorry: :angel: :read: *x) :clever:
Ещё смайлики…
   
К этому ответу прикреплено по крайней мере одно вложение.

Если вы не хотите добавлять вложения, оставьте поля пустыми.

Максимально разрешённый размер вложения: 30 МБ.

  • Похожие темы
    Ответы
    Просмотры
    Последнее сообщение

Вернуться в «Законы и постановления, связанные с многодетностью»