Если бы отцу Александру и матушке Ольге лет эдак восемнадцать назад нарисовали в красках картину их нынешней жизни, не поверили бы. Тогда они и предположить не могли, что станут родителями аж девятерых детей, построят свой собственный дом, преодолеют тысячи испытаний. Единственное, в чем они были уверены с самого начала, -- их семья будет счастливой.
"БЕЗ ТРУДА В ПОЛЕ НЕ ВОИН"
Морозовы живут на Горной Поляне. На фоне громадных коттеджей с мансардами их двухэтажный домик кажется совсем маленьким. "Конечно, у каждого нет отдельной комнаты, но у нас просторно, -- говорит Дима, второй ребенок в семье Морозовых. Он встречает меня на остановке, и мы вместе идем к ним домой.
Весь поселок он знает от и до. -- Мы здесь жили, когда тут и половины домов не было. И улицы назывались линиями, а теперь у каждой имя. Наша им. Окунева. Это, кажется, писатель".
Мы заходим в дом, где нас встречает целая гурьба ребятишек. Они радуются приходу Димы, словно он отлучался не на пять минут, а на пару дней. Мы знакомимся. В семье Морозовых четверо девочек и пятеро мальчиков. Матушка Ольга с младшей полуторагодовалой Анечкой на руках показывает мне дом. Кухня, зал, прихожка -- на первом этаже, спальни -- на втором. "Если бы не дети, я не знаю, хватило бы у нас сил построить его", -- как бы между делом говорит матушка. Смысл этих слов становится понятным гораздо позже. В трудные девяностые, когда зарплаты мужа хватало только на то, чтобы кормить и одевать большую семью, декретные деньги были большой подмогой.
Мы заходим в зал, где все вполне обычно, если не считать огромного массивного стола, где дети делают уроки, а в праздники за ним собирается вся семья Морозовых.
-- Матушка Ольга, а как вы отмечаете праздники? -- интересуюсь я.
-- Весело, -- опережают маму дети. -- Караоке поем, в игры играем, лотереи проводим.
-- А мне нравится игра в пословицы, -- сообщает Ульяна. -- Мама пишет часть пословицы на красном листе, а другую часть -- на зеленом. Перемешивает их. Каждый достает себе два листочка разных цветов и соединяет их. Получается новая забавная пословица, например "Без труда в поле не воин"...
КТО Ж ПОРУГАЕТ ЗА ШАХМАТЫ!
Матушке Ольге и самой интересны все эти затеи. В ее арсенале масса книг по организации детских праздников, литературы с загадками, головоломками.
-- Мама, а помнишь, как мы поздравительное письмо писали? -- перебивает Коля. И начинает рассказывать про текст, который сочинили для папы. В подборе прилагательных принимали участие все дети. И на похвалы не скупились. Экспромт вышел неожиданным и повеселил всех на славу. Папа оказался не только серьезным и строгим, но и в меру смешным.
Праздников в семье Морозовых много. Одних дней рождений одиннадцать в году. Особенно богаты на них два месяца -- ноябрь и март.
-- Мы всегда отмечаем Рождество, -- говорит Лена. -- У папы в храме после службы устраиваем небольшое театральное представление. Потом идем славить по поселку. Это уже традиция.
-- Их всегда ждут, потому что они идут с большой программой песен, стихов, -- объясняет матушка Ольга.
Ребят одаряют не только сладостями, но и деньгами. На наславленные деньги в позапрошлом году купили теннис и шахматы. А в этом году ходили в цирк. Конечно, маме с папой пришлось добавить на билеты.
Кстати, шахматы -- одна из самых любимых игр в семье Морозовых у всех без исключения детей. "Иногда придешь домой, в комнатах все игрушки разбросаны, посуда грязная. А дети все сидят за столом и играют в шахматы. Ну как их ругать за это!" -- пожимает плечами мама большого семейства.
ДВА ГОДА ЖИЛИ В НЕДОСТРОЕННОМ ДОМЕ
Матушка Ольга по образованию врач. Пятнадцать лет назад она закончила мединститут, устроилась в поликлинику. Но проработала там всего четыре месяца и ушла в декрет. И больше на работу уже не выходила. Все эти годы она находилась в непрерывном декретном отпуске.
Так и не дождавшись ценного сотрудника, руководство поликлиники в 2003 году уволило многодетную маму с формулировкой "по уходу за ребенком до 14 лет".
На банальный вопрос "Как справляетесь, матушка?" Ольга отвечает: "Все с Божьей помощью. Без этого просто невозможно было жить".
В начале 90-х они были среднестатистической молодой семьей. Без своего жилья, со скромными доходами. Из имущества имелся лишь земельный участок, можно сказать, в чистом поле. Когда Ольга Морозова, едва устроившись работать, забеременела вторым ребенком, родители в один голос предостерегали: "Не совершайте глупость! Куда вам второго! В наше нестабильное время один ребенок -- непозволительная роскошь". Морозовы родителей не послушались, с того самого момента их отношения разладились на много лет.
Диме едва исполнилось четыре месяца, их попросили съехать со съемной квартиры. Денег на другую не было.
-- А тут у нас был построен только первый этаж. Муж оштукатурил одну комнату, постелил доски на пол и поставил окна. Сюда мы и въехали, -- вспоминает матушка Ольга.
Все остальные окна в недостроенном доме были заложены кирпичами. Второго этажа вообще не было, как не было дверей, газа, света, воды. Но главное -- в округе никто не жил. В 94-м году они были в поселке первооткрывателями. Без всяких удобств жили два года.
-- Через все прошли, выстояли. Зато есть, о чем вспомнить, -- говорит матушка Ольга. -- И голод был. Даже Лена помнит, как радовались свежему хлебу.
Когда родился Коля, седьмой по счету ребенок Морозовых, отношения с родителями наладились. Они увидели, что их дети живут дружно, дом достроили, да и внуки послушные и воспитанные.
-- Как же вы обходились без помощи бабушек? -- интересуюсь у матушки Ольги.
-- Их всех заменяла Лена. Она у меня первая помощница.
-- Она нам всем стирала, -- сообщают братья.
Для себя Лена еще не решила, сколько же у нее будет детей. "Двое, -- шепотом подсказывают ей младшие, -- меньше посуды мыть".
В планах на будущее старшей Морозовой -- поступление в медицинский колледж.
-- Пойду на акушерку, -- решила она. Хотя мама много раз склоняла ее сделать выбор в пользу профессии бухгалтера. Дочь поначалу поддалась уговорам, а потом наотрез отказалась. "Не могу я с этими дебетами и кредитами, мне медицина нравится", -- заявила она.
ЖДАЛИ КСЕНИЮ, РОДИЛАСЬ АННА
Когда супруги крестили Екатерину -- третьего ребенка в семье, -- батюшка поддержал молодую пару: "Если Господь дает ребенка, то он даст все необходимое, чтобы его вырастить, выучить".
-- Мы это так явно чувствовали на себе, -- уверяет матушка Ольга.
Но и сами не плошали. Отец большого семейства брался за любую работы, чтобы прокормить семью. Однажды его начальник, оказавшийся еще и праправнуком царицынского мецената Лапшина, решил помочь в восстановлении храма, который строил его предок. Пожертвовал 12 тонн цемента. На его разгрузку попал Александр Морозов.
Тогда он и не предполагал, что это его первые неосознанные шаги к вере.
Когда у Морозовых было пятеро детей, ему предложили работать в этом храме на должности эконома. Через год настоятель церкви предложил его на рукоположиться в дьяконы. Сегодня у отца Александра свой приход в Бекетовке, в Христово-Рождественской церкви.
-- А чем ваша семья отличается от семей, в которых один или два ребенка? -- спрашиваю у Морозовых.
-- Мне кажется, что им труднее, -- уверена матушка Ольга. -- С одним ребенком тяжело. Сейчас с Анюткой мы часто остаемся вдвоем, когда все дети уходят в школу. И я уже связана по рукам и ногам. Ничего сделать не могу, только с ней одной и играю. Но ей со мной не интересно, она ждет детей, а от меня ей нужно только молочка да покапризничать.
-- А кто дает имена детям?
-- Мы стараемся ориентироваться на святки. Вот Анюту ждали в феврале на день святой Ксении, а она родилась на Сретенье. Звоню, чтобы сообщить мужу, что родилась девочка. А в ответ слышу: "Анна". "Как же, Ксюшей ведь хотели!" Но день святой Ксении уже прошел. Анна тоже хорошо, переводится, как "благодать Божья".
-- Да, благодатная наша? -- обращается она к пушистой, как одуванчик, Аннушке, которая тут же взбирается маме на коленки и крепко обнимает ее за шею. --
Вы знаете, как она детей сплачивает. Они все за ней смотрят, чувствуют свою ответственность.
А как они ее любят, видно невооруженным взглядом. Она еще отвечает им взаимностью.
ТРУДНЕЕ ДОМАШНИХ ЗАДАНИЙ ТОЛЬКО РОДИТЕЛЬСКИЕ СОБРАНИЯ
-- Каждый ребенок -- дар Божий, -- говорит она. -- Это чувствуешь. Дети приносят радость в дом, -- продолжает матушка Ольга.
Но сколько труда нужно вложить, чтобы их вырастить, знают только родители.
-- Домашние задания -- печальная история, -- рассказывает Лена. -- Мама сидит с младшими до самой ночи, а иногда и все выходные.
Но самая большая школьная трудность -- родительские собрания. Их, как правило, назначают в один день в семь часов во всех классах.
-- Хоть разорвись! Бегаешь из одного класса в другой. В последний раз домой вернулась с такой кашей в голове. Про кого что сказали и не вспомнишь, -- сетует матушка Ольга.
-- Папа, папа, -- закричали дети. И бросились во двор встречать его. Папа приехал не с пустыми руками -- привез доски на беседку. Дима отправился помогать разгружать лес. А в это время мальчишки стали просить маму рассказать историю появления в их семье машины. Она поддается их натиску и, улыбаясь, начинает рассказывать:
-- Мы построили гараж, рассчитывая, что к нам будут приезжать на машине гости. И как раз у нас будет место для их транспорта. Когда родился Коленька -- седьмой ребенок, наш папа уже служил в церкви. После службы его все бросились поздравлять. Оказалось, что один добрый человек пожелал свой старенький "Москвич" подарить священнику, у которого много детей. Так мы стали счастливыми обладателями машины. Два года мы на ней поездили, но потом ремонт стал обходиться очень дорого. А сейчас нам "Газель" подарили. Мы на ней планируем ездить на отдых. Этим летом в паломническую поездку нам пришлось отправляться аж на трех машинах. Теперь просить никого не нужно.
БЕЛОЕ СОЛНЦЕ ПУСТЫНИ И... ТИШИНА
Появлению папы на пороге радовались все. От шума и гама трудно было что-то расслышать. Дети наперебой делились с отцом новостями за день. Все одновременно.
Окончательно запутавшись в череде фактов, просьб и жалоб, отец Александр просит тишины: "А теперь по очереди". Но дети, похоже, выговорились. И они просят поставить папу какое-нибудь кино.
-- "Белое солнце пустыни"!
-- Про "Шурика"!
-- Лучше мультики.
Коллекция фильмов, мультиков и песен у Морозовых огромная. Она компенсирует отсутствие Центрального телевидения. Родители считают, что их детям не нужен бесконтрольный поток информации, который идет с экрана. Они смотрят проверенные советские кинофильмы -- и детские и взрослые, мультфильмы от отечественных до диснеевских, библейские истории. Проблема только в одном -- решить, что смотреть. Одним хочется посмотреть мультик про медведей Гамми, -- другим фильм про войну, а третьим -- "Джентльменов удачи". Приходится договариваться, идти на уступки.
-- Если сами не решим, то никто ничего смотреть не будет, -- сообщает Саша.
Папа ставит детям "Белое солнце пустыни", и на некоторое время в комнате воцаряется тишина.
В эти минуты у уставших за долгий день родителей появляется возможность поговорить, рассказать друг другу обо всех событиях. Уже от матушки отец Александр узнает в подробностях все то, что пытались рассказать ему дети. Чем огорчили, чем порадовали.
Он не спешит хвалить своих детей. Хотя, скорее всего, знает, что многим родителям о таких стоит только мечтать. Как, впрочем, и многим детям о таких родителях, как они.
Виктория ШАДЧИНА.
ПОЛНЫЙ ДОМ СЧАСТЬЯ И ... ДЕТЕЙ ⇐ Пресса о многодетных и приёмных семьях
-
- Похожие темы
- Ответы
- Просмотры
- Последнее сообщение